Здесь должны находится 3 женщины, но я хочу чтобы Вы взглянули на эту картину как на пейзаж без фигур. Не правда ли красиво, было. Сейчас на этом поле сотня котеджей








партнёры




 

Александра Шатских "Последний кружок имени Бухарина"


В самом первом номере «Супремуса» (1991) был помещен документальный снимок под рубрикой «Угадайка». Александр Шумов впервые опубликовал фотографию Малевича в группе, сопроводив ее следующим текстом: «Эта фотография, обнаруженная в одном из ленинградских архивов, еще бы долго дожидалась публикации. Она могла бы стать лакомым кусочком в какой-нибудь солидной монографии. Из четырех изображенных лиц достоверно известны лишь К.С.Малевич и Н.И.Харджиев, двое других - пока инкогнито. Место действия - по всей вероятности, Немчиновка. Поверхностный анализ ничего не дал. К Харджиеву пробиться трудно, после безуспешных попыток связаться через жену литературоведа, новых желаний не появляется, хотя и на предстоящее благо науки. К.И.Рождественский неизвестных не признал, но предположил, что, скорее всего, это кто-то из кинематографистов. Времени на все не хватает в таком цейтноте. Поэтому мы предлагаем всем, кому интересно, принять участие в атрибуции нового документа в иконографии великого живописца».
По фотографии было видно, что она сделана не случайно, что все четыре человека позировали - то есть фотограф застал их не врасплох, а специально усадил для съемки. Конечно, все это интриговало, поскольку позволяло надеяться, на какие-то дополнительные штрихи в биографии Малевича. И действительно, эти надежды во многом оправдались, фотография, как оказалось, имела любопытную историю и была фиксацией своеобразного артистического жеста, которые Малевич столь успешно продуцировал с самого начала своей художественной деятельности.
Великий авангардист, продолжая эпистолярные традиции XIX века, был весьма аккуратным корреспондентом и оставил огромное количество писем, выявление которых растянется, очевидно, на долгие годы, поскольку они рассеяны по странам, континентам и разнообразным коллекциям. Одним из постоянных его адресатов в конце 1920-х-начале 1930-х годов был поэт-хлебниковец Григорий Петников, житель города Харькова; как известно, Малевич нарисовал обложку к одному из его поэтических сборников.
Интересующая нас разгадка сюжета настоящей фотографии содержится в одном из писем к Петникову (ранее это письмо входило в архив Н.И.Харджиева, его нынешнее местонахождение неизвестно). У этого письма нет авторской даты и указания на место написания, их можно установить по контексту. В начале письма Малевич сообщал, что к нему в гости (это была дача в Немчиновке) приезжали «Н.И.Харджиев, Грыц и Тренин». Фамилии были приведены именно в такой последовательности и именно в таком написании: фамилия Харджиева с двумя инициалами, две других - без. На самом деле это были коллеги и друзья Харджиева - Теодор Соломонович Гриц /1/ и Владимир Владимирович Тренин /2/, вместе работавшие в те годы и над «Историей русского футуризма», и над наследием Велимира Хлебникова.
«Грыц» - так на украинский лад Малевич переиначил фамилию Грица, литературоведа и писателя. В последнее время появилась обстоятельная публикация А.Е.Парниса, посвященная Грицу и его работам о Хлебникове /3/. Здесь можно найти сведения, особо значимые для описания обстановки, в которой был сделан интересующий нас снимок. Гриц работал в те времена над исследованием «Проза Велемира Хлебникова» (имя «Велимир» в те годы еще не имело нормативного написания) - в авторских сносках к статье мы можем прочесть: «Вы умник, Вы астроном, звездочет. Вы каждую минуту измеряете, какое пространство смыслов в предмете», - говорил Хлебникову создатель теории беспредметности Казимир Малевич» /4/. Несомненно, эти слова были записаны Грицем при его собственной личной встрече с Малевичем - фотография и запечатлела один из моментов этой встречи.
Вторым «неизвестным» на фотографии был, как уже упоминалось, В.В.Тренин, третий член содружества молодых литературоведов, готовивших труд «История русского футуризма» и обрабатывавших наследие Хлебникова.
На основании расшифровки фамилий «неизвестных», представленных на снимке мы можем сделать вывод, что во время встречи в Немчиновке молодые ученые, что называется, «прильнули к первоисточнику», каковым являлся для них Казимир Малевич.
Для самого Малевича эта встреча имела не только «мемуарное» значение, для него более важным оказалось обсуждение актуальной ситуации в искусстве. И из этого письма Малевича Петникову, и из нескольких других того же периода и к тому же адресату, мне, к сожалению, удалось ознакомиться с ними лишь мимолетно, стало ясно, что Малевича в эти месяцы занимала внутренняя полемика с Николаем Бухариным: внутренняя, потому что выхода она, естественно, найти не могла. После шумной реабилитации Бухарина на излете перестройки ныне не составило труда ознакомиться с его учением и взглядами, и прийти к выводу, что у партии большевиков не было более убежденного пропагандиста страшной идеологии подавления и принуждения во имя диктатуры пролетариата и во имя социалистического государства. Советские идеологи руководили, как мы знаем, всеми сферами человеческой деятельности, от экономики до астрономии. И Бухарин, естественно, высказывался по широкому спектру вопросов: искусство не составляло исключения.
В СССР рано начали праздновать юбилеи установления новой власти - пышно отмечалось десятилетие Октябрьской революциии, а в 1932 году власти решили устроить огромную выставку, которая так и называлась «Художники РСФСР за 15 лет». Грандиозная выставка была открыта сперва в Ленинграде (в ноябре 1932), а затем переехала в Москву, где начала работу 27 июня 1933 года. Общеизвестно, что 1932 год был знаменательным как год учреждения Союза советских художников и как год установления художественного единомыслия, социалистического реализма. В Ленинграде у Малевича была большая экспозиция, настоящая выставка на выставке; в Москве все было иначе, и «Черный квадрат», выставленный в темном маленьком зале Исторического музея, именно тогда превратился в главный жупел «формалистического искусства». Объявил об этом Бухарин; в программном сборнике статей «О живописи, плакате и скульптуре за 15 лет» (М., 1934), закрепившей «достижения» выставки, главной статьей стала его статья «Некоторые мысли о советской живописи». В этих «некоторых мыслях», высказанных в прессе после открытия выставки в Москве, жестко и однозначно формулировались установки, которые отныне определяли жизнь искусства в советском обществе. Государство подминало под себя все - и Бухарин выступал как главный проповедник этой политики. Из писем же Малевича совершенно определенно проистекало то обстоятельство, что художник мало изменился со времен своей молодости - и вмешательство государства, огосударствление всего и вся на свете по-прежнему почитал глупостью и насилием.
Возвращаясь к фотографии, процитирую фрагмент письма: «После обеда были хозяином дачи сфотографированы группой, группа под названием «Последний кружок имени Бухарина». Сей муж в нашем разуме сильно возвеличился, и мы решили организовать и запечатлеть на фото его истинных поклонников, жаль только, что его самого не было, газета с его статьей снята вместе с нами».
Отмечу несколько примечательных моментов в этом отрывке: во-первых, возможность датировать фото: оно было сделано летом 1933 года в Немчиновке.
Во-вторых, подчеркну неизбывное озорство бывшего эпатажника-футуриста: газета со статьей стала «членом» сфотографированной группы, своеобразным заместителем Бухарина, знаком его присутствия (напомню о том, что в известной фотографии «Пасха у футуристов», появившейся в «Синем журнале» в 1915 году, в группе художников «присутствовал» Георгий Якулов, нарисованный на портрете).
Забавно и почти заумное наименование группы, с лету придуманное Малевичем: «Последний кружок имени Бухарина». В нем явственно звучат обертоны расхожего клише «Последний день Помпеи», с одной стороны, а с другой - издевательски обыгрывается советское сумашествие в присвоении имени коммунистических вождей чуть ли не табуреткам.
Следует отметить самое важное - Малевич не стеснялся, не боялся высказывать свое мнение о всесильном тогда вожде-идеологе ни в частных беседах, ни в письмах. Хочу подчеркнуть это особо: два раза арестованный осенью 1930-го и сидевший в тюрьме ОГПУ Малевич осторожности так и не научился, как это ни странно. Свободомыслия у него никто отнять не сумел.
И напоследок. Александром Шумовым эта фотография была опубликована в нетронутом виде. Заслуженный историк искусства, литературовед Н.И.Харджиев, по справедливости ненавидевший советскую власть, советский режим, губивший людей, которых он боготворил (Даниил Хармс и Казимир Малевич были для него такими главными людьми), тем не менее, пользовался методами советской власти - как известно, ретушировавшей и «подправлявшей» неугодные фотографии. Он отредактировал оба варианта снимка: в обоих вариантах от общей группы, о которой писал Малевич в письме к Петникову, были отрезаны Гриц и Тренин, Харджиев остался вдвоем с Малевичем (в комментарии к одному из вариантов снимка, опубликованному в «Зеркале» (см. ниже), Харджиев указал: «Газета с руганью Бухарина по поводу «Черного квадрата»).
Такими отредактированными эти фотографии хранились в архиве Харджиева, такими они были получены журналисткой Ирой Врубель-Голубкиной в январе 1991 года и помещены ею в журнале «Зеркало» за 1995 год /5/. Такими они были опубликованы и в монументальном двухтомнике 1997 года, использовавшем материалы из архива, находящегося ныне в Амстердаме в Фонде Харджиева /6/. Поистине, лицезрение метаморфоз с фотографиями становится тем знанием, что умножает скорбь.

Примечания

1. Гриц Теодор Соломонович (1905-1959) - писатель, литературовед. В содружестве с Н.И.Харджиевым и В.В.Трениным с начала 1930-х годов занимался историей русского футуризма, вместе с ними вырабатывая принципы системного подхода к изучению истории. Автор работ о прозе Велимира Хлебникова, соавтор книги «Неизданный Хлебников», М., 1940, где ему принадлежит заслуга подготовки к публикации прозы Хлебникова.
Подробнее о жизни и творчестве Грица см.: Парнис А.Е. «Ищу я верников в себя...» Новое о Хлебникове // Литературное обозрение, М., 1996, N 5/6, с. 12-18.

2. Тренин Владимир Владимирович (1904, Елизаветград - 1941, Западный фронт) - литературовед, критик. Учился на архитектурном отделение ВХУТЕМАСа в Москве. Литературную работу начал в 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ». Автор книг «В мастерской стиха Маяковского» (1937), ряда статей о поэтике В.В.Маяковского, многие из них в соавторстве с Н.И.Харджиевым вошли впоследствии в книгу: Тренин В., Харджиев Н. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

3. А.Е.Парнис опубликовал (в 1996 году) статью «Проза Велемира Хлебникова», написанную Грицем в 1932-1933. См.: Гриц Т.С. Проза Велемира Хлебникова. Публикация и комментарии А.Е.Парниса // Литературное обозрение, М., 1996, №5/6, с.19-29.

4. Цит. соч., с.20.

5. Голубкина-Врубель Ира. Н. Харджиев «Будущее уже настало» // Зеркало, Тель-Авив, 1995, №131, декабрь. (Интервью было взято И.Голубкиной-Врубель в январе 1991 года.)

6. Н.И.Харджиев. Статьи об авангарде. В двух томах. Составители - Рудольф Дуганов, Юрий Арпишкин, Андрей Сарабьянов. М., 1997. (Фотографии опубликованы в томе 1, с.84-85.)














партнёры