Здесь должны находится 3 женщины, но я хочу чтобы Вы взглянули на эту картину как на пейзаж без фигур. Не правда ли красиво, было. Сейчас на этом поле сотня котеджей








партнёры




<назад    9    далее>

Малевич о себе

К. С. Малевич. Главы из автобиографии художника.

Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были таковы: отец мой 1 работал на свекло-сахарных заводах 2, которые по обыкновению строятся в глу­бокой глуши, в отдалении от больших и малых городов. Свекло-сахарные плантации были большие. Для обработки этих плантаций требовалось много рабочих сил, пре­имущественно крестьян.
На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые поло­ли и прорывали свеклу.
Взводы девушек в цветных одеждах двигались рядами по всему полю. Эта была война. Войска в цветных платьях боролись с сорной травой, освобождая свеклу от за­растания ненужными растениями. Я любил смотреть на эти поля по утрам, когда солн­це еще не высоко, а жаворонки поднимаются песнямй ввысь и аисты, щелкая, летят за лягушками, и коршуны, кружась в высоте, высматривают птиц и мышей.

Свекловые плантации тянулись бесконечно, то сливаясь в далеком горизонте, то опускаясь на небольшие нивы или поднимаясь на холмы, включая деревни и села в свои зеленые поля, покрытые однообразной фактурой листьев. Чтобы накормить один завод сахарной свеклой, нужно было засеять не меньше двадцати тысяч десятин свеклы и тысячи людей выставить для обработки этих полей.
Вот среди этих деревень, которые были расположены на хороших местах приро­ды, составляя прекрасный элемент пейзажа, протекало мое детство.

Другая территория завода напоминала какую-то крепость, в которой люди день и ночь работали, подчиняясь неумолимому зову гудков. На заводах стояли люди, при­гвожденные временем к аппарату или машине: двенадцать часов в пару, в смраде га­зов, в грязи. Я помню своего отца, когда он стоял у большого аппарата 2. Это очень красивый аппарат с массой разной величины стеклышек. Они представляли собой

Печатается по изд.: I - К. Малевич. Главы из ав-тобиографии художника // КИРА. С. 103-123; II - Последняя глава неоконченной автобиографии Малевича (предисл., ред. и коммент. Н. И. Хард- жиева) // Russian Literature. Amsterdam. Vol. XXXIX-III, 1996. P. 308-319. Републ.: Харджиев. Т. 1. С. 110-142. Комментарии И. А. Вакар.

Впервые к воспоминаниям Малевич обратился в 1918 году. Следующий небольшой отрывок от­носится к 1923-1925 годам, (см.: Т. I. С. 41-45). Настоящие воспоминания были написаны Мале­вичем в 1933 году по предложению H. И. Хард- жиева. Харджиев вспоминал: «Просматривая машинопись в присутствии автора, я обратил внимание на лакуны и незавершенность некото­рых авторских поправок. В ответ на это Малевич сказал, что поручает мне отредактировать весь
текст. И тут же отметил те малоудачные, по его мнению, места, которые необходимо было от­бросить.
- Я не люблю переделывать или повторять уже написанное, - прибавил он. - Скучно! Пишу дру­гое. Но я плохо пишу. Никак не научусь ...»(Хар­джиев. Т. 1. С. 109).

В воспоминаниях Малевича, на первый взгляд, трудно отделить собственно мемуары от осмыс­ления автором своего искусства с позиции «се­годняшнего дня». В особенности это касается второй части, менее насыщенной фактами и в основном посвященной анализу ситуации в ран­нем авангарде. Фрагменты текстов начала 1910-х годов (как Малевича, так и художников его кру­га), приведенные в комментариях, позволяют убедиться в том, что в рассказ о прошлом Мале­вич не привносит, или привносит в минимальной степени, позднейшие соображения, но стремит­ся к предельной исторической точности. «Главы автобиографии»

 отличает фактическая точность (в тексте практически не встречается ошибок памяти), что, однако, не относится к тем момен¬там творческой биографии, которые, по мысли Малевича, подлежали сознательном изменению: датировкам отдельных произведений и некото¬рым этапам его эволюции.

1. Малевич Северин Антонович, поляк, дворя¬нин, по профессии инженер.

2. С. А. Малевич работал в должности «главного сахаровара» (сведения предоставлены С. И. По- божием, Сумы); ниже Малевич называет отца «высококвалифицированным сахароваром». В воспоминаниях его родных (в наст, изд.) на¬зываются и другие должности: управляющий, директор завода, однако документальных под¬тверждений этого нет.

 



начало книги

<назад    9    далее>










партнёры