Здесь должны находится 3 женщины, но я хочу чтобы Вы взглянули на эту картину как на пейзаж без фигур. Не правда ли красиво, было. Сейчас на этом поле сотня котеджей








партнёры



Никольская церковь в Ромашково (Одинцовский р-н).

вид с юга



вид с запада




Ещё один кенотаф



 

Никольская церковь 1980 г.




 

Деревянный период

Первое упоминание о деревянной церкви в селе Ромашково относится к 1627 году, когда при храме находился священник Гурий Яковлев. В писцовых книгах 1631-1633 гг. читаем: «К селу Крылацкому приселок Ромашков, на речке Чатинке, а в нем на верхней стороне церковь во имя Николая Чудотворца, пашни паханые церковные земли 4 чети в поле… Пашню пашет и сено косит приселка Ромашкова Никольский поп».
К 1727 году церковь обветшала, и ее настоятель священник Михаил Митрофанов с прихожанами обратились в установленном порядке за разрешением построить новый деревянный храм. Соответствующий указ был издан, смета составлена, однако храм так и не был построен из-за отсутствия средств в казне. Построили новую деревянную церковь лишь спустя 55 лет. Вот как ее описывает клировая ведомость за 1850 год: «…2. Зданием деревянная, с таковою же колокольней, на каменном фундаменте, крыта железом, тверда; 3. Утварью достаточна. 4. Престол в ней один: во имя святителя Николая; … 6. Земли при сей церкви усадебной 3 десятины, пахотной и неудобной 33 десятины,… владеют землей священно- и церковнослужители сами; 7. Дома у священно- и церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле…». От той церкви сегодня остался лишь кирпичный каменный знак (столбик с крестом), расположенный на месте алтаря деревянного храма, в северо-восточном углу церковного кладбища.

Существует версия, что именно здесь  находится могила инокини Марфы, матери первого русского царя из рода Романовых.

Хоть и была церковь, согласно ведомости, «тверда», с годами она ветшала. В 1858 г. священник Василий Архангельский с прихожанами обратился к святителю Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому за благословением вместо исправления ветхой деревянной церкви, построить каменную двухпрестольную церковь - настоящую холодную во имя святителя и Чудотворца Николая и придельную во имя Донския Божия Матери.


«Заступница верных Преблагая и Скорая!...»

Точно сказать, почему именно в Ромашковской церкви было решено иметь придел в честь Донской иконы Богоматери (такое посвящение встречается редко), сегодня уже нельзя. Однако надо полагать, что поводов к тому было немало.

Прежде всего, наверно, учитывалось то, что церковь святителя Николая находилась в вотчине инокини Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Когда на Земском Соборе 1613 г. избирали нового царя, вслед за дворянином из Галича с предложением избрать на царский престол Михаила Феодоровича Романова-Юрьева подал грамоту Донской атаман. "Что это ты подаёшь, атаман?" - спросил его Пожарский. "О прирождённом Царе Михаиле Феодоровиче", - послышался ответ.

Род же Романовых восходит к Димитрию Донскому. В 1380 году, когда князь ехал на решительное сражение с Ордой, он остановился для краткого отдыха в 15 поприщах от Москвы. И тут в воздухе над сосной явился ему образ святителя Николая. То было первое знамение перед славной победой на Куликовом поле. А затем уже донские казаки преподнесли воинству чудотворную Донскую икону Царицы Небесной, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сиротина. Вот так и соединились эти два образа в сиянии Славы.

И промыслительно, что деревянный храм во имя святителя Николая в селе Ромашково был затем перестроен в большой каменный, с престолом Донской иконы Божией  Матери - доблесть сочеталась с девственностью - сей союз древен и вечен.

К Донской иконе Божией Матери усердно прибегали русские цари, когда Отечеству грозила беда. Иоанн Грозный молился перед этим образом, собираясь в победоносный поход на Казань (1552 г.) и участвуя в Ливонской войне (1563 г.). Феодор Иоаннович просил заступничества Донской Божией Матери при нашествии на Москву полчищ крымского хана Казы-Гирея (1591 г.). Царь Алексей Михайлович испрашивал Её помощи при вторжении в пределы Русского государства крымских татар в 1646, 1647 и 1648 гг., а в 1686 г. князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на крымских татар, взял с собой и чудотворную Донскую икону.

Возможно, существовавшая ранее в Никольской церкви села Ромашково икона Донской Божией Матери прославилась у нас своими чудотворениями. Бог весть.

Как бы там ни было, святитель Филарет накануне праздника Донской иконе Богоматери 18 августа (по старому стилю) 1859 г. подписал грамоту за №65 на построение новой каменной церкви в селе Ромашково с приделом во имя Донской иконы Богородицы по разработанному архитектором Петром Тимофеевичем Завьяловым в 1858 г. проекту и представленной им смете расходов.

Как святитель Николай строительству каменного храма помог

Вот что пишет о строительстве храма во имя Святителя Николая в селе Ромашково И.Ф. Токмаков:
"Храм был построен в 1867 году с редкой тщательностью и единодушным радением крестьян - прихожан и частных пожертвованиях при содействиях священника Павла Андреевича Добронравова и крестьянина села Ромашково Петра Павлова.

Главным же благотворителем при постройке храма был Матфий Филиппович Филиппов. - Благотворитель этот до того времени был совершенно неизвестен прихожанам церкви села Ромашково, а равно и ему также церковь была неизвестна. М.Ф. Филиппов сделался благотворителем храма села Ромашково совершенно случайно, в этом нельзя не видеть действия помощи и промышления Божия и св. Николая Чудотворца в устроении сельского храма, и чем же в самом деле, как не помощью Божьей должно объяснить то обстоятельство, что М.Ф. Филиппов узнал от сборщика Петра Павлова великую нужду и вызвался помочь строителям церкви, как раз в то самое время, когда истощились все средства и ослабела деятельность и энергия прихожан-строителей, когда они с горячею молитвою обратились к Господу Богу и покровителю храма cв. Николаю Чудотворцу, преклонив свои колена пред старинным местно-чтимым чудотворным образом cв. Николая Чудотворца, и со слезами на глазах пламенно просили Его помочь их горю. Да будет благословенно Имя Господне и Его Угодника св. Николая Чудотворца из рода в род! Да будет вечная память и рабу Божию Матфию за его благодеяния и попечение в устроении храма села Ромашково!

Благодаря заботам и средствам М.Ф. Филиппова храм был окончен постройкою и приведен в надлежащий вид, отделан и украшен иконостас трапезной церкви, вновь сделан и вызолочен иконостас настоящей холодной церкви, приобретены иконы как в иконостас холодного храма, так и в некоторые другие места храма, на его же средства были приобретены все необходимые вещи для освящения церкви, совершено самое освящение обоих приделов и куплена некоторая церковная утварь. Затем на средства М.Ф. Филиппова устроена каменная ограда вокруг храма и перелит старый большой колокол в 125 пудов на новый в 155 пуд. 17 фунт. Заботливый М.Ф. Филиппов не оставил без внимания местный причт, завещав в пользу священно-церковнослужителей на вечное поминовение доходный билет в 500 руб., чем еще более увековечил свое имя, которое и до сей поры поминается за каждой церковной службой и будет поминаться всегда, пока будет существовать церковь - свидетельница его благодеяний".

Другой известный благотворитель нашего храма – Петр Петрович Боткин, представитель знаменитой династии.



Ромашковское духовенство

Причт Никольской церкви состоял из трех человек: священника, дьякона на пономарской вакансии и псаломщика.

Самым первым священником в построенной вновь каменной церкви был Павел Андреевич Добронравов (26.06.1823 - 27.05.1911). Сын дьячка, воспитанник Спасо-Вифанской духовной семинарии и клирик церкви Тихвинской иконы Богоматери в селе Игнатове Дмитровского уезда Московской губернии, он прослужил в ромашковском храме 22 года (с 1867 по 1889). В 1911 году о. Павел преставился ко Господу и был похоронен около апсиды главного алтаря церкви с северной стороны.

Сын протоиерея Павла Николай стал архиепископом Владимирским и Суздальским (ранее Можайским). В 1937 году он принял мученическую кончину. В 2000 году архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов) был причислен к лику святых.

Дочь отца Павла - Олимпиада вышла замуж за Александра Михайловича Воронцова (1870 - 1942), сына священника, воспитанника той же Спасо-Вифанской духовной семинарии. Отец Александр служил настоятелем Никольской церкви с 23 сентября 1889 г. вплоть до самого её закрытия в 1940 г. Он скончался в 1942 г. в возрасте 72-х лет и был захоронен на церковном кладбище со стороны алтаря придела Донской иконы Божией Матери.

У отца Александра и его матушки Олимпиады родилось три сына и три дочери. Старший сын Николай и второй сын Вениамин стали священниками. Первый начал служить в Успенском храме села Чернева в 1913 г. и завершил свое служение благочинным в Павшине в 1968 г., второй служил вторым священником Покровской церкви Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве до ее закрытия, а в последующем овдовев, принял монашеский постриг с именем Елевферий, и став епископом, стал главой автокефальной Православной Церкви в Чехословакии.

Обращает на себя внимание одно обстоятельство: если священники церкви святителя Николая в селе Ромашково в ХVII - XVIII вв. во внеслужебное время занимались сельскохозяйственными работами, то с 1867 г. священник Павел Добронравов, а с 1889 г. иерей Александр Воронцов были законоучителями в Ромашковском народном земском училище. Следует также отметить, что отцу Павлу по ходатайству Московского Епархиального начальства Указом Святейшего Синода от 19 мая 1873 года (№1757) за "особую деятельность по отправлению духовных треб во время свирепствовавшей в 1871-1872 гг. эпидемической холерной болезни" было преподано благословение Святейшего Синода

В 1895 г. в Никольской церкви с. Ромашково служили: 1. её настоятель - иерей Александр Воронцов; 2. сын дьячка - воспитанник Перервинского духовного училища, дьякон Павел Никитич Хитров (с 15.06.1875 г.); и 3. сын дьячка - воспитанник Звенигородского духовного училища, псаломщик Парамон Александрович Смородин (с 06.03.1869 г.).

После того, как в соседнем поселке Немчиновка в 1934 г. был закрыт храм, его клирики – протоиерей Алексий Константинович Соколов, священник Николай Иванович Гаварин и диакон Елисей Феодорович Штольдер - служили при Никольской церкви в селе Ромашково вместе с находящимся здесь на покое Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иннокентием (Соколов; род. 13.02.1846 г.), архиепископом Бийским и Алтайским. Преосвященнейший владыка Иннокентий умер 14.08.1937 г. и был похоронен с юго-восточной стороны главного алтаря Никольского храма. А его сын священник Алексий Соколов вместе с дьяконом Елисеем Штольдером были арестованы. Арестовали и отца Николая Гаварина. В 1937 году отца Алексия расстреляли в Таганской тюрьме (Москва), а диакона Елисея - на Бутовском полигоне. Отец Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 года.

Диакон Елисей был причислен к лику святых Освященным Юбилейным архиерейским собором 20 августа 2000 года, а священник Николай Гаварин включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века определением Священного Синода РПЦ от 24 декабря 2004 года. В настоящее время для Комиссии по канонизации святых подготовлен материал по следственному делу протоиерея Алексия Соколова.

Вспомним имена всех священно-церковнослужителей Никольского храма в селе Ромашково, служивших в нем со времени его открытия и до закрытия, которые стали нам известны: Священник Гурий Яковлев (1627), Лаврентий Васильев (1646), Филипп (1680), Михаил Митрофанов (1710-1727), Иоанн Михайлов (1728), Даниил Иванов (1762), Николай Иванович Цветков (1814-1837), Сергий Игнатьевич Максимовский (1837-1850), Михаил Ильич Страхов (1850), Василий Архангельский (1850), дьячек Василий Преображенский (до марта 1869 г.), протоиерей Павел Андреевич Добронравов (1867-1889), протоиерей Александр Михайлович Воронцов (1889-1941); диакон Павел Никитич Хитров (с 15.06.1875 г.), псаломщик Парамон Александрович Смородин (с 06.03.1869 г.), протоиерей Алексий Соколов (с 1934 г. по 1937 г.), протоиерей Николай Гаварин (с 1934 г. по 1937 г.), диакон Елисей Штольдер (с 1934 г. по 1937 г.).






Село Ромашково известно с ХVI века. Оно принадлежало Ксении Ивановне Романовой (в монашеском постриге - схимонахиня Марфа) - матери первого царя из дома Романовых - Михаила Феодоровича, супруги Феодора Никитича (позднее Всероссийский Патриарх Филарет). Первое упоминание о деревянной церкви в селе Ромашкове относится к 1627 году, когда при храме находился священник Гурий Яковлев.

В 1559 году Ромашково было пожаловано царем Борисом Годуновым Новодевичьему монастырю, а 2 апреля 1662 года жалованная грамота была переписана на имя Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, накануне праздника Донской иконы Богоматери 18 августа (ст. ст.) 1859 года подписал грамоту за №65 на построение новой каменной церкви в селе Ромашково с приделом во имя Донской иконы Богородицы по разработанному архитектором Петром Тимофеевичем Завьяловым проекту.

Первым священником в построенной каменной церкви (освящена в 1867 году) служил Павел Андреевич Добронравов (до 1889 года). В 1911 году он преставился ко Господу и похоронен около апсиды главного алтаря церкви с северной стороны.

20 августа 1888 года Никольскую церковь села Ромашково посетили два родных брата царя Александра III Великие Князья Сергей Александрович и Павел Александрович. Великого Князя Сергея Александровича сопровождала его супруга - Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ныне преподобномученица Елисавета.

Свою дочь Олимпиаду отец Павел выдал за сына священника Александра Михайловича Воронцова (1870-1942), который прослужил настоятелем Никольской церкви в селе Ромашково с 1889 года до самого ее закрытия в 1940 году. Скончался о. Александр через два года и похоронен на церковном кладбище.

У отца Александра и матушки Олимпиады родилось три сына и три дочери. Старший сын Николай и второй сын Вениамин стали священниками. О. Николай начал служить Господу в Успенском храме села Чернево Одинцовского р-на в 1913 году и завершил свое служение благочинным в Павшино в 1968 году; о. Вениамин служил вторым священником Марфо-Мариинской обители в Москве. Настоятельница обители, Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова была восприемницей его дочери от купели Святого Крещения. Овдовев, о. Вениамин принял монашеский постриг с именем Елевферий и скончался в святительском сане - митрополитом Ленинградским и Новгородским в 1959 году.

Гонения, воздвигнутые на Русскую Церковь, не прошли мимо Никольского храма.

В 1934 году в соседнем поселке Немчиновка была закрыта церковь во имя иконы Божией Матери “Утоли моя печали”; клирики закрытой церкви священник Алексий Константинович Соколов и диакон Елисей Фёдорович Штольдер до своего ареста служили при Никольской церкви вместе с находящимся здесь на покое Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иннокентием (Соколовым), архиепископом Бийским и Алтайским. Владыка Иннокентий почил в Бозе 14.08.1937 года и погребен с юго-восточной стороны алтаря Никольского храма. Его сын священник Алексий Соколов вместе дьяконом Елисеем Штольдером были арестованы. Рассказывают, что отец Алексий был заключен в Таганскую тюрьму, где и впоследствии расстрелян, а имя диакона Елисея имеется в списках заключенных, расстрелянных 20.08.1937 года в Бутово.

На Юбилейном архиерейском Соборе РПЦ, состоявшемся в августе 2000 года, диакон Елисей Штольдер был канонизирован как священномученик. Совершилась историческая справедливость - день канонизации 20 августа совпал с днем расстрела.

В 1940 году церковь в селе Ромашкове была закрыта, вся церковная утварь изъята, иконостасы разломаны, иконы уничтожены.

С 1941 по 1955 год в здании церкви размещался колхозный склад, затем колхозная мельница. С 1955 и до марта 1990 года в церкви были два склада кинопленки студии "Диафильм" и Центральной студии документальных фильмов.

Осенью 1989 года в селе Ромашкове собралась группа верующих, возобновившая приход Никольской церкви.

14 февраля 1990 года Указом Управляющего Московской Епархией, митрополитом Крутицким и Коломенским за № 191 настоятелем церкви Святителя Николая был назначен священник Алексий Бабурин. 31 марта 1990 года протоиереем Валерианом Кречетовым и священником Алексием Бабуриным по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского совершено освящение Никольской церкви.

С 20 августа 1991 года штат Никольской церкви расширяется: назначается второй священник - иерей Владимир Елисеев (26.02.1992 года отец Владимир Елисеев переводится в Никольский храм села Николо-Урюпино), а 10.11.1992 года в штат церкви Святителя Николая в с. Ромашково назначается священник Валентин Жохов.













партнёры